Автомобилем

В Крым на автомобиле

После возвращения Крыма в состав России добраться в Крым на автомобиле стало проще, хотя и несколько дольше, чем прежде. Теоретически, это можно сделать и через территорию Украины, как и прежде, например, по трассе М2 «Крым» (через Белгород-Харьков-Запорожье-Мелитополь), но в реальности этот вариант трудноосуществим и может быть сопряжен с большими потерями. Поэтому остался единственный маршрут — через паромную переправу Тамань-Керчь.

Трасса М4 (М28, Е143) «Дон», Москва — Ростов-на-Дону

Большая часть посещающих «Южные Ночи» едет из центральных областей европейской части России, поэтому основной дорогой для них будет оставаться трасса М4 («Дон»). По ней автомобилисты преодолеют 1150-1350 км (в зависимости от выбранного маршрута) из 1750 км до Симфорополя. Большая часть пути из Москвы в Крым пролегает по шоссе Москва — Ростов-на-Дону (федеральная трасса М4 «Дон»). Расстояние 1074 км. Дорога, за исключением небольших участков хорошего качества, весьма живописна, поездка по ней, особенно в южном направлении, может доставить немало удовольствий.
Дорога неплохо оборудована; в последнее время на ней устроено множество заправок, кафе и ресторанов на любой вкус, гостиниц и мотелей. На дороге сейчас действует несколько  (6-7, число увеличивается) платных участков. Сборы на них, в зависимости от времени проезда (дневного или ночного) составляют от 500 до 800 руб.
Есть несколько вариантов режима прохождения трассы М4, с ними можно ознакомиться на соответствующих сайтах. Вкратце они сводятся к трем вариантам:
· проезд всего путь без отдыха (физически весьма затруднительно),
· короткий отдых (3-4 часа) в безопасных местах (посты ГАИ, оживленные торговые места, очередь или площадки-накопители перед паромом)
· ночлег в придорожных гостиницах
Все три варианта имеют свои преимущества и недостатки и выбор подходящего варианта — личное дело каждого путешествующего. Как правило, автомобилисты, стартующие из Москвы рано утром (в 5-6 часов),  к закату Солнца оказываются примерно в 1000-1200 км от места старта, т.е. в р-не Ростова. Большинство из них делает здесь ночевку, благо гостиниц достаточно, списки их имеются в интернете, номер можно забронировать заранее или даже находясь в пути. Можно найти ночлег и без бронирования, просто заезжая в расположенные возле трассы гостиницы, но нужно учитывать, что в выходные дни хороших мест может не оказаться, особенно в позднее время суток (большинство номеров разбирается до наступления темноты).

Участок «Ростов-на-Дону — Порт-Кавказ»

Этот участок можно преодолеть двумя основными маршрутами: «через станицы» и «через Краснодар».  Классический маршрут «через станицы» выглядит так: поворот с трассы М4 в ст. Кисляковской (95 км от Ростова) и далее через станицы Ленинградская, Каневская, Брюховецкая, г. Тимшевск, Калининская и Славянск-на-Кубани к г. Темрюк (~280 км), а оттуда — через ст. Голубицкую и п. Ильич — к порту «Кавказ». Протяженность этого маршрута — около 350 км. Он более короткий, чем маршрут через Краснодар, но может оказаться более долгим по времени из-за нешироких местных дорог между станицами (хотя они, как правило, отличного качества). Множество обгонов, которые приходится совершать , двигаясь «через станицы», особенно в период активных сельхозработ и сбора урожая, усложняет движение. Хотя вокруг большинства станиц проложены объездные дороги, по некоторым всё же приходится ехать «насквозь», что тоже замедляет движение. Обращаем внимание автомобилистов, едущих здесь впервые, что многие GPS-навигаторы прокладывают маршруты без учета наличия объездных дорог, а напрямую через населенные пункты, что может сильно усложнить движение, учитывая, что крупные станицы на самом деле по населению и площади представляют собой небольшие города. Маршрут через г. Краснодар, учитывая почти закончившийся ремонт трассы М4 на участке ст. Павловская — ст. Динская, окажется более быстрым, несмотря на большую длину. Двигаясь по нему, нужно, на подъезде к Краснодару, на его северной окраине свернуть налево, на ул. Ближний Западный Обход и таким образом, обогнуть город по северо-западной окраине, выйдя на трассу Краснодар — Славянск-на-Кубани перед ст. Елизаветинской. Ни в коем случае не следует заезжать в сам Краснодар, особенно в утреннее и дневное время, если только вы не собираетесь посетить его с ознакомительными целями или по другим делам. Движение в Краснодаре крайне насыщенное, а дорожная сеть непривычна для приезжего и любой такой заезд чреват потерей как минимум часа, а то двух.

Паром «Кавказ -Крым»

Паромная переправа «Кавказ -Крым» — самый напряженный участок пути в Крым, он обычно сильнее всего пугает тех, кто едет здесь впервые. Это отчасти обоснованно, хотя в последний год на переправе наведен порядок, на линии теперь работают вместительные (больше 100 машин) паромы и очереди вне пиковых часов не слишком большие. Тем не менее, в выходные дни, особенно в разгар курортного сезона, очереди бывают и значительные (многочасовые). Поэтому мы не рекомендуем пытаться воспользоваться паромом в субботу и воскресенье, лучше запланировать переправу на будний день. Настоятельно рекомендуем заранее пройти электронную регистрацию на паром (это можно сделать через интернет прямо в дороге, через мобильные устройства, либо остановившись, например, в кафе). Это избавит от необходимости стоять в очереди (если она есть), либо, если ситауция на переправе напряженная, уменьшит время ожидания. В летний сезон 2015 г. организаторам удавалось пройти переправу всего за 45-50 мин (не в выходные дни).

По Крыму

После въезда на Крымский полуостров, ваш путь пройдет через г. Керчь (все время по главной дороге, перед выездом из города по указателю «Симферополь»  налево, смотреть внимательно, указатель небольшой). Далее по шоссе Керчь — Феодосия (100 км) и Феодосия — Симферополь (100 км) по узкой и местами довольно разбитой дороге (активно ремонтируется и расширяется, в связи с чем возможны задержки) подъезжаем к столице крымской автономии — г. Симферополь. Здесь, если вы едете на побережье, нужно на объездной Симферополя (в своей западной части она идет по городу) свернуть налево, по указателям на Ялту. Поворот приходится делать на перекрестке с круговым движением, указатель крайне нечеткий, стоит на внутреннем газоне, внутри «круга», будьте внимательны.  Далее объездная дорога превращается в трассу Симферополь-Ялта. По этой дороге, преодолев Ангарский перевал (необходимо помнить о правилах движения по горным дорогам, прежде всего о необходимости тормозить на спуске двигателем, чтобы не перегреть тормоза), участники спускаются на территорию Южного берега Крыма, в г. Алушту. Отсюда вдоль всего побережья, до Севастополя, проложена хорошая современное Южнобережное шоссе («Верхняя дорога»), которая в обход населенных пунктов приведет через примерно 35 км к поселку Голубой Залив и левому повороту на Понизовку и Кацивели (на первом указателе «Кацивели» не поворачивать, лучше свернуть на втором, в конце спуска — «Понизовка, Аквапарк»). Примерно через 2,5 км, проехав  через нижнюю часть пос. Кацивели, мы видим перед собой радиотелескоп, а еще через 300м справа — проходную базы РТ-22 , с вывеской «Лаборатория радиоастрономии КрАО».

Те, кто едет на «Горную» часть, должны въехать в г. Симферополь и, следуя указателям, попасть на ул. Севастопольскую, и далее, двигаясь по ней, выехать из Симферополя на Севастопольское шоссе. Через 14 км — левый поворот, по указатель «Научный»(ориентир — перед поворотом кафе «Хан Эли»). Свернув туда и миновав села Скалистое, Трудолюбовка и Прохладное (дорога все время идет в гору, необходимо помнить о правилах движения в горах и следить за состоянием автомобиля), через 13 км дорога выводит к проходной КрАО и пос. Научный. Здесь нужно сообщить дежурным о том, что вы едете в гостиницу, где у вас забронирован номер,  въехать на территорию поселка и подъехать к гостинице (примерно 300м от проходной, по главной дороге). Здесь нужно найти организаторов и пройти регистрацию.